РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Ижецкая М.Е., заведующая Крымским республиканским
центром практической психологии и социальной работы,
Ткаченко М.В., методист Крымского республиканского
центра практической психологии и социальной работы
В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач является поддержка и социальная защита детей с ограниченными психофизическими возможностями. В системе образования Украины ведется активная целенаправленная работа по созданию условий (среды), в которых дети с ограниченными психофизическими возможностями смогут беспрепятственно получать качественное образование.
Работа с детьми, имеющими ограниченные психофизические возможности, выстраивается с учетом государственной социальной программы (Указ Президента Украины от 01.06.2005 № 900/2005 «О первоочередных мероприятиях по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями», Указ Президента Украины от 04.07.2005 № 1013/205 «О безотлагательных мероприятиях по функционированию и развитию образования в Украине», Указ Президента Украины от 27.12.2005 № 1845/205 «О мероприятиях по созданию благоприятных условий для обеспечения социальной, медицинской и трудовой реабилитации инвалидов», Указ Президента Украины от 18.12.2007 № 1228 «Про додаткові невідкладні заходи щодо створення сприятливих умов для життєдіяльності осіб з обмеженими фізичними можливостями», Распоряжение Кабинета Министров от 13.11.2005 № 444-р «Об утверждении плана дополнительных мероприятий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями», протокольного решения Совета по делам инвалидов при Кабинете Министров Украины от 22.06.07, приказа Министерства образования и науки Украины от 27.11.2007 № 1041 «Об обеспечении прав детей-инвалидов и детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития», Программы Автономной Республики Крым по улучшению жизнеобеспечения, реабилитации, социальной защиты инвалидов на 2007 – 2012 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18.07.2007 № 425-5/07, с целью обеспечения прав детей-инвалидов и детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, Приказ Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 28.12.2007 № 608 «Об обеспечении прав детей-инвалидов и детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития»).
У специалистов различных служб, причастных к выполнению данной программы, имеются (согласно приказам соответствующих ведомств) планы совместной работы, направленные на поддержку детей с ограниченными психофизическими возможностями.
В условиях общеобразовательного учебного заведения (ОУЗ) реализация совместных планов работы координируется приказами руководителя ОУЗ и осуществляется с учетом специфики работы каждой школы, что отражается в ежегодном планировании работы школы и социально-психологической службы.
Психологическая наука относительно проблем обучения и развития ребенка с ограниченными психофизическими возможностями исходит из того, что он развит иначе, чем его здоровый ровесник. Психическое развитие детей с ограниченными психофизическими возможностями квалифицируется как компенсаторное, то есть осуществляющееся в форме замещения, или выравнивания того или иного внутреннего процесса (мышление, восприятие и др.). Недопустима социальная маркировка ребенка с ограниченными психофизическими возможностями как ребенка с дефектами. Нужно сосредоточить внимание руководителей учебных заведений, работников социально-психологической службы на поиске и внедрении новых форм и методов оптимизации учебно-воспитательного, реабилитационного и адаптационного процессов: личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, психолого-педагогическая поддержка и психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников и учащихся, создание ситуаций успеха, создание ситуаций индивидуального и коллективного выбора и др.
Ключевым принципом системы обучения таких детей должен стать принцип создания условий для меньшей социальной депривации, то есть размещение ребенка с ограниченным психофизическими возможностями в наименее замкнутой среде.
Миссия учебного заведения по отношению к детям с ограниченными психофизическими возможностями состоит в утверждении личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, восстановлении физического и психического здоровья, развитии и саморазвитии личности ученика как субъекта познания и предметной деятельности. Учебно-реабилитационный процесс позволяет каждому ребенку реализоваться в разных сферах творческой и социально-адаптивной деятельности, опираясь на его психофизические возможности, способности и интересы
Для того чтобы эффективно организовать работу по адаптации детей с ограниченными психофизическими возможностями, руководителям учебных заведений, работникам психологической службы следует знать, какие виды отклонений в психофизическом развитии наиболее часто встречаются в детском возрасте, общие правила адаптации, реабилитации, основные формы и методы работы с указанными категориями детей.
Цели адаптационно-реабилитационной работы учебного заведения:
1) формирование эффективной системы поддержки детей с ограниченными психофизическими возможностями;
2) интегративное включение детей с ограниченными психофизическими возможностями в образовательную среду, в социум;
3) социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными психофизическими возможностями;
4) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей с ограниченными психофизическими возможностями;
5) создание единого реабилитационного пространства для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными психофизическими возможностями.
Задачи:
1) создание условий для проведения комплексной педагогической и социально-психологической реабилитации детей с ограниченными психофизическими возможностями;
2) обеспечение реабилитационных мер для получения детьми с ограниченными психофизическими возможностями адекватного образования;
3) повышение качества и расширение объема образовательных услуг, профориентационной работы и социальной адаптации детей с ограниченными психофизическими возможностями.
Эффективными методами адаптационной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными психофизическими возможностями являются:
v психологическая поддержка – комплекс плановых или эпизодических мероприятий, направленных на поощрение позитивных сдвигов и результатов поведения и деятельности ребенка с ограниченными психофизическими возможностями;
v психологическое сопровождение - альтернативный набор мероприятий, в которых проявляется психическая активность в присутствии и при поддержке педагога (психолога);
v психологическое внушение – безальтернативное указание на вполне определенный порядок поведения и деятельности в соответствии с нормой;
v социально-психологическое упреждение – комплекс организационных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий социального взаимодействия личности;
v психологическая нагрузка – способ формирования навыков преодоления психологически сложных для разрешения ситуаций в эмоциональной и рациональной сфере.
Работу по социальной адаптации
детей с ограниченными психофизическими возможностями
рекомендуется строить по следующим направлениям:
1. Создание методических и организационных основ реабилитации детей с ограниченными психофизическими возможностями.
2. Адаптация детей-инвалидов и детей, требующих коррекции физического и (или) психического развития в образовательной среде, в социуме посредством специально организованного комплекса мероприятий.
3. Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными психофизическими возможностями, в создании условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
4. Привлечение детей с ограниченными психофизическими возможностями и членов их семей к работе по адаптации и реабилитации.
5. Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей с ограниченными психофизическими возможностями.
6. Взаимодействие с государственными органами, учреждениями и общественными организациями в разработке планов, программ и т.д.
|