ПАМЯТКА
ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1. Нормативно-правовая документация по социально-психологической адаптации детей-инвалидов и детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) психического развития.
2. Наличие и ежегодная коррекция банка данных детей с ограниченными психофизическими возможностями.
3. Отражение в годовом плане работы школы и планах работы практического психолога, социального педагога, педагога-организатора, классных руководителей вопросов, связанных с адаптацией детей с ограниченными психофизическими возможностями.
4. Рабочая документация практического психолога и социального педагога, отражающая проведение всех необходимых видов работы с детьми с ограниченными возможностями в соответствии с нормативными документами.
5. Мониторинг учебных, творческих, спортивных достижений детей с ограниченными возможностями
6. Наличие специализированного учебного инвентаря, развивающих игр и игрушек, специального оборудования, пандусов.
7. Эффективность методической работы с педагогическим коллективом по данному вопросу (материалы семинаров, «круглых столов», тренингов, результаты анкетирования и др.).
8. Материалы, отражающие работу с родителями детей с ограниченными возможностями.
9. Информация об участии детей с ограниченными возможностями в общешкольных, общерайонных и общегородских мероприятиях.
10. Работа специалистов психологической службы по формированию в педколлективе толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями.
11. Внедрение новых технологий адаптации и реабилитации детей с ограниченными психофизическими возможностями.
12. Наличие индивидуальных программ адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными психофизическими возможностями.
13. Информация о сотрудничестве с различными социальными институтами, которые занимаются проблемами детей с ограниченными психофизическими возможностями.
ТЕЗАУРУС
Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Инвалид – лицо, имеющее нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленные заболеванием, следствием травмы или дефектами, приводящие к ограниченной жизнеспособности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и другими барьерами, не позволяющими человеку быть интегрированным в общество, участвовать в жизни семьи и государства на тех же условиях, что и другие члены общества.
Коррекция – совокупность психолого-медико-педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Реабилитация – комплексная многоуровневая этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Реабилитационная служба – единое реабилитационное пространство общеобразовательных адаптивных и профильных заведений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребенка и комплексную реабилитацию детей и подростков.
Социальная адаптация – 1) интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. 2) система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым социальным условиям в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
Социальная опека (патронаж) – особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом. Социальная опека как технология включает выявление лиц, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, работу с опекунами, регулирование их отношений с опекаемыми, защиту прав и интересов последних.
Социально-педагогическая реабилитация детей – их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социальная реабилитация – процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизнедеятельности в социальной среде. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию, на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровне в глазах общества.
Толерантность — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Эмпатия (сопереживание) - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования).
Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.