ДОКЛАД
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УВР РОМАНЕЦ К.С.
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»
Режим дня школы-интерната достаточно напряженный. Планирование воспитательной работы класса включает: сетку еженедельных обязательных воспитательных мероприятий, таких как, классный, воспитательный, библиотечный часы, час здоровья, социальной адаптации, общественно-полезный труд. Все эти мероприятия совмещены с режимными моментами, поэтому один выходной – единственный день, когда мероприятия по гармоническому воспитанию проводить более целесообразно. Решается вопрос с занятостью детей в выходные, подготовка к мероприятиям становится более тщательной. В 2007-2008 учебном году система проведения открытых мероприятий классов в рамках Клуба выходного дня сформировалась на достаточно высоком уровне. При всех положительных сторонах этой формы, мы чувствовали – нет инициативы, интереса у воспитанников, дети играют роль хороших исполнителей задумки воспитателя и не более. Неоднократно анализируя на методических объединениях сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что переросли стандартные формы, необходимо развиваться, искать новые интерактивные подходы, выдвигать на первые роли детей.
Мой доклад посвящен одной из основных форм воспитательной работы, реализуемых сейчас в школе-интернате. Педагогический коллектив представляет воспитательный проект – как новую групповую форму работы с детьми.
Из существующих апробированных педагогических технологий наиболее привлекательными и применимыми к нашим условиям являются:
технология коллективного творческого воспитания учителя И.П. Иванова, обобщившего идеи А.С. Макаренко. Суть технологии коллективного творческого воспитания – формирование личности в процессе работы на пользу других людей; в организации определенного способа жизни коллектива, существующего на принципах нравственности и социального творчества. Цель и задачи: обеспечение социального заказа на человека нового демократического общества, которому свойственна активная жизненная позиция; развитие таких сторон в личности как: познавательно - мировоззренческая, эмоционально-волевая, деятельностная, овладение воспитанниками общественно ценным опытом, формирование навыков самовоспитания.
Проектная технология, зародившаяся в 20-е годы прошлого столетия в США. Суть ее – отход от стандартизированного образования и сведение обучения до основанного на интересах детей практицизма. Цель и задачи: формирование коммуникативных навыков, навыков самообразования, самостоятельной добычи знаний и их применения для решения познавательных и практических задач.
Проект – это план, замысел, научно-обоснованное построение системы параметров будущего объекта или его качественного состояния.
Среди условий эффективного проектирования можно назвать:
Обеспечение приоритетности воспитания;
Понимание педагогами новой парадигмы воспитания;
Создание и использование оптимальной воспитательной среды;
Учет региональных особенностей, специфических условий деятельности школы-интерната
Проекты планируются по основным направлениям гармонического воспитания и социализации личности, определенных «Концепцией развития воспитательной системы школы-интерната на 2007-2012гг»:
Граждановедение - направление, объединяющее цели и задачи гражданского, правового и военно-патриотического воспитания;
Труд – трудовое воспитание и профориентация;
Нравственность – воспитание нравственности и толерантности;
Творчество – развитие творческих способностей, художественно-эстетическое воспитание;
Познание – развитие познавательных сферы, интереса, формирование навыков самообразования;
Природа – экологическое воспитание, формирование мировоззрения;
Здоровье – физическое и валеологическое воспитание, формирование навыков безопасного поведения, здорового образа жизни.
ы.
В течение 2008-2009 учебного года было проведено много проектов.
Начальная школа
«Сказка ложь да в ней намек» - формирование нравственных качеств воспитанников.
«Праздник урожая» - трудовое и нравственное воспитание.
«Праздник птиц» - экологическое воспитание
«Казацкие забавы», «Калейдоскоп народных обрядов», Моя країна – Україна» - гражданское воспитание
«Детство, опаленное войной» - военно-патриотическое воспитание
«Презентация звездочек» - развитие творческих способностей
5-8 классы
«Калейдоскоп народов Крыма» - проект проведен в виде этнографической гостиной
«Азбука нравственности» -формирование более глубоких знаний о нравственных категориях
«Портрет воспитанника школы-интерната» - нравственный, исследовательский проект
«Велики украинцы» - частично-поисковый, познавательный проект, к которому проводилась большая предварительная работа с детьми по изучению биографий выдающихся украинцев, исторических эпох, когда они жили. Особое внимание было уделено изучению истории украинского казачества.
«Твое здоровье - в твоих руках» - формирование здорового образа жизни
«Экологическое ассорти» - познавательный, поисковый проект.
«Мы голосуем за мир» - проект, проведенной от «А» до «Я» детьми самостоятельно
«Путешествие по городу мастеров» - проект по профориентации
Проект «Последний герой» – военно-патриотическое, гражданское воспитание
«Традиции украинской семьи», «Любить Украину всем сердцем своим» – формирование Любви к Отечеству, гражданское воспитание
9-11 классы
Проект «Рыцарский турнир» - развлекательно-познавательный проект, посвященный Дню защитника Отечества
«Сделай свой выбор в пользу здоровья» - формирование здорового образа жизни, посвященный Международному толерантности к ВИЧ-позитивным людям
«Семейный капустник», КВН «Что нам стоит дом построить», «Тысячи дорог» - развлекательный и познавательные проекты
«Керченский военный дневник» - военно-патриотическое воспитание
Программа «Мне уже 16 лет» – профориентация
«Человек звучит гордо» - победитель конкурса, нравственное воспитание
Экскурсионная программа «Мы – крымчане», «Экологический турнир» - формирование любви к родному краю, экологическое воспитание
Наибольшую активность детей вызвали следующие общешкольные проекты:
«Сохрани свою жизнь» – презентацию старта которого вы увидите сейчас на экране.
При проведении проекта «Сохрани свою жизнь» стояли задачи – проанализировать такую проблему как табакокурение в среде учащихся школы-интерната, привлечь внимание детей к проблеме с нетрадиционной стороны, сформировать глубокие знания о путях передачи ВИЧ-инфекции, о вреде наркотических веществ на основе знаний предметов биология, химия, физика.. Министерством информации РБС было проведено анонимное анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявления уровня распространения привычки, интервью, взятые у детей разных классов, были оформлены в виде репортажа и показаны в ходе презентации, проведены теоретические занятия с командами классов на которых дети получили глубокие знания по проблеме. В презентации, состоящей из аналитической части и интеллектуальной игры, принимали участие воспитанники 5-11 классов. В последействии дети дали высокую оценку проекту, копировали на диски текстовые, аудио-, видеоматериалы проекта.
Тема Чернобыльской трагедии, мероприятия по которой проходят ежегодно в виде линеек, классных часов, встреч с ликвидаторами аварии, скажем честно, не вызывает живого интереса воспитанников. Пользуясь городской интернет-сетью «Аэронет», я обратила внимание, что среди подростков популярна игра-прохождение "S.T.A.L.K.E.R”, место событий в которой – Чернобыльская зона. Причем, ребята собирают фотографии, видеоролики о зоне. Идея была взята для проекта «Чернобыль – 2009. Прохождение». Учащиеся предложили провести проект похожий на предыдущий. Команды изучали довольно серьезные вопросы: детальное устройство атомного реактора, радиоактивные элементы, их свойства, ядерные реакции, получили представление о средствах радиоактивной защиты, «Зоне отчуждения», «Рыжем лесе», аномальных явлениях в них. Был организован просмотр документальных и художественных фильмов о Чернобыле. Презентация проекта состояла с двух этапов: игры «Прохождение» (станциями были предметные кабинеты физики, химии, биологии, истории, ОБЖ) и тематической части, на которой были представлены видео сюжеты испытаний ядерного оружия, мини-спектакль «Письма с Чернобыля» и просмотр фильма «За минуту до трагедии». Этот проект сильно заинтересовал всех детей, они еще долго подходили с чисто техническими вопросами по атомной энергетике, ждут проекта «Чернобыль – 2010».
Проект «Книга рекордов Гиннеса школы-интерната», проводится дважды в год. На неделю в холле школы выставляем урну и дети подают заявки на участие в различных соревнования: «Театральное искусство», «Спорт», «Лучший геймер» (шашки, шахматы, компьютерные игры), «Книголюб», «Лучший певец». Итоги конкурсов подводятся независимым жюри, оглашаются на линейке, делаются записи рекордов (с фотографиями) в Книге, находящейся в Музее школы-интерната.
И в заключении хочу рассказать о главном проекте 2008-2009 учебного года «Ты – керчанин», посвященном 65-летию освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков и 35-летию присвоения Керчи звания Города-героя.
Это был широкомасштабный проект, объединивший массу классных и общешкольных мероприятий, разнообразных по форме. Стартовал он на торжественной линейке в сентябре, проведенной в музее школы-интерната. Классы получили поисковые задания, по которым отчитывались в декабре в рамках мониторинга и презентовали на тематическом вечере в мае 2009 года. Среди проведенных мероприятий особо хочется отметить «Конкурс знатоков военной истории города», «Конкурс экскурсионных рассказов», трудовую акцию у мемориального комплекса «Аджимушкай». Заключительный этап планировался в виде слета воспитанников городов-героев Украины. На него нам удалось пригласить воспитанников детского дома Севастополя. Слет проходил в виде трехдневного марафона различных мероприятий: открытие слета, траурный митинг на воинском кладбище в п. Глазовка, автопробег по местам боевой славы Керчи, экскурсия в Аджимушкайские каменоломни, два тематических вечера: «Презентация поисковых заданий» и «Никто не забыт, ничто не забыто» (проект 11-го класса) , смотра строя и песни, военно-полевая игра, футбольного турнира, заключительного торжественного собрания с подведением итогов.
Эти события были отражены в Керченских средствах массовой информации На всех мероприятиях присутствовали наши друзья – ветераны ВОВ. В мае традиционно была проведена героическая поверка на Аллеи памяти, которая была заложена в мае 2008 года, звездные походы.
Представленная форма работы – воспитательный проект - не только увлекательна для детей и взрослых, но уже дает свои положительные результаты – значительно выросла активность детей, дети реализуют себя, раскрывают свои таланты и способности, а высокая занятость дает хорошую положительную динамику количества правонарушений и самовольных уходов.
|